Учёными Дальневосточного федерального университета совместно с ПО "Маяк" будет создана пилотная установка по новейшей технологии изготовления ядерного топлива

04 декабря23:49
Учёными Дальневосточного федерального университета совместно с ПО "Маяк" будет создана пилотная установка по новейшей технологии изготовления ядерного топлива

Учёными Дальневосточного федерального университета совместно с ПО "Маяк" будет создаваться пилотная установка по новейшей технологии изготовления ядерного топлива. Данная информация поступила в минувшую субботу от представителей ДВФУ.

Сотрудники Школы естественных наук ДВФУ (ШЕН ДВФУ) вместе с учёными Института химии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) разработан не имеющий аналогов в мире способ изготовления топлива для атомных реакторов. Благодаря новой технологии можно будет получать продукцию повышенного качества и сократить количество этапов производства без увеличения себестоимости.

На данный момент основным видом топлива для энергетических ядерных реакторов являются таблеточные уран-оксидные композиции, которые получают из порошка методом, предполагающим грануляцию, прессование и спекание, после чего осуществляется строгий контроль качества и размера таблеток.

Учёными ДВФУ и ДВО РАН был предложен альтернативный способ производства, являющийся основой порошковой металлургии - так, речь идёт об электроимпульсном спекании под давлением.

Как рассказал директор Академического департамента ядерных технологий ШЕН, член-корреспондент Российской академии наук И. Тананаев, суть ключевой идеи обозначенного нового метода заключается в нагреве посредством электротока, который пропускается через пресс-форму с размещённым в ней порошком. В подобных условиях на уран-оксидное топливо оказывают одновременное воздействие мощный импульсный разряд и механическое давление.

Новую технологию, по словам господина Тананаева, с одинаковым успехом можно применять для создания практически любых топливных таблеток. С его помощью можно получать высококачественные образцы топлива, в том числе и для реакторов на быстрых нейтронах.

Главные преимущества обсуждаемого нового метода заключаются в увеличении скорости производства, а, кроме того, повышении качества получаемого продукта. При этом таблетки топлива можно получать даже из порошка диоксида урана, который, между прочим, нельзя использовать при стандартной технологии. 

Следует отметить, что предлагаемый способ можно адаптировать для применения в производственных масштабах, благодаря низкой себестоимости одной единицы продукции - не более дети долларов США.  

Разработки учёных ДВФУ уже чрезвычайно заинтересовали единственное в Российской Федерации предприятие, занимающейся переработкой ядерного топлива - речь идёт о производственном объединении "Маяк", являющимся структурным подразделением Государственной корпорации по ядерной энергии Российской Федерации.